Мой автобус опоздал. Кто виноват и что делать?

13.01.2022 в 15:45

Заметки для пассажира

«Автобус отправляется согласно расписанию». Фраза привычная, от нее прямо веет спокойствием. Но ведь бывает и так, когда на часах уже заветное время наступило, а долгожданного автобуса все нет и нет. Что происходит, кто виноват и, самое главное, что делать?

Информация о времени отправления и прибытия является чуть ли не самой важной в сфере пассажирских перевозок. Быть пунктуальным обязан быть перевозчик, того же он требует и от пассажиров. Особенно, если оказываются услуги не индивидуального трансфера, а регулярные рейсы.

Понимание хронологии собственного путешествия («во сколько стартуем – сколько едем – когда прибываем») позволяет пассажирам рассчитать свое время, сборы, дорогу до автовокзала, определить, понадобятся ли в дорогу перекусы, будете ли вы спать и прочее. Кроме того, многие пассажиры сразу просчитывают свое дальнейшее путешествие после высадки из автобуса и заказывают билеты на дальнейший вояж с привязкой ко времени прибытия. Страх опоздать и того, что автобус уедет без тебя, очень хорошо дисциплинирует и мотивирует быть на месте посадки вовремя.

Четкое понимание временной шкалы каждого рейса важно и для других. Перевозчику это помогает выстроить расписание рейсов, водителям – соблюдать режим труда и отдыха, механикам – понимать, сколько у них времени на обслуживание транспорта, автовокзалам – обеспечить бесперебойную посадку/высадку.

Но ведь бывает и так, что автобус должен уже прибыть, а его все нет. И появляется тревога, и вскипает праведный гнев, и рука тянется набрать номер компании, в которой купил билет, чтобы излить свой негатив на бедные головы операторов колл-центра. Но стоит ли? Давайте разбираться, почему же так происходит?

Для примера. Допустим, каждый день вы добираетесь до работы на личном авто, общественном транспорт или даже пешком. У вас есть постоянный маршрут, стабильное время старта и примерно одинаковая скорость изо дня в день. И несмотря на это время в пути каждый день у вас отличается, может и незначительно, но все же различия имеют место быть. А все потому что после старта в условиях (которые вы можете контролировать) на вас начинают действовать самые разнообразные факторы (которые вы не контролируете). Ведь в один день могут быть и дороги более пустые, и светофоры на вашем пути все сплошь «зеленые». А в другой день на том же маршруте и пробки, и ремонт, и неторопливые пешеходы на перекрестках, и метель и многое другое. Данная закономерность пригодна и для международных автобусных рейсов.

Автобус гарантированно вовремя выезжает из начальной точки своего пути следования, так как экипаж прибывает заблаговременно, не спеша готовит транспорт к рейсу и пунктуально подает его на посадку. А вот уже при дальнейшем следовании на последующие пункты по маршруту начинается воздействие разных факторов, которые могут вызвать задержку. Поэтому, как правило, время прибытия/отправления указывается как «ориентировочное». Обратите внимание, этот момент закрепляется и в договоре с пассажиром и указывается в проездном документе. На это время можно рассчитывать и, опираясь на него, строить дальнейшие планы, но при этом в них обязательно закладывать временной резерв «на всякий пожарный».

«Если мы опаздываем, то водитель обязан ускоряться?» Нет, не обязан!

Главный приоритет водителя, совершающего автобусный рейс – это БЕЗОПАСНОСТЬ! Водитель обязан прежде всего заботиться о безопасности пассажиров, собственной и других участников дорожного движения, о сохранности транспортного средства и прочем. А это значит, что водитель НЕ ДОЛЖЕН принимать решений, которые могут каким-то образом угрожать жизни и здоровью вверенных ему людей.

Именно поэтому он не будет гнать больше разрешенной скорости, потому что «ну мы же опаздываем», не лететь через железнодорожный переезд, потому что «поезда все равно нет», пропускать санитарную остановку и так далее. И доводы разного рода («по-братски», «не успеем», «меня уже там ждут» и пр.) не должны приниматься в ущерб основному приоритету.

Да, в силах водителя скорректировать имеющееся опоздание хотя бы частично. Но делать это он будет в рамках имеющихся у него возможностей. То есть, если на определенном участке дороги будут такие условия: скоростной режим позволяет, дорожное покрытие хорошее, видимость отличная, удобный дорожный трафик, то он обязательно задержку наверстает по мере возможности.

Водитель несет ответственность за пассажиров и поэтому именно водитель принимает окончательные решения, исходя из ситуации.

Что может вызвать задержку в пути?

1. Погодные условия.

Мы постоянно следим за прогнозом погоды по пути следования наших рейсов, но все равно не застрахованы от сюрпризов в виде метели, сильного снега, тумана, гололедицы. Если погодные условия ухудшаются, то скорость автобуса будет снижена до безопасной или даже будет принято решение об остановке. Подвергать опасности себя и пассажиров водитель не имеет права.

2. Пограничный контроль.

Граница – зона особого контроля, и ее прохождение тоже может занять разное время. И тут причина задержки может быть разной. Очень многое зависит от пассажиров: их документы, багаж, поведение должно быть в полном порядке, только в этом случае можно пройти погранконтроль максимально быстро. Помним и о том, что пограничный контроль может быть усилен по разного рода причинам (внутриведомственные приказы): введены новые нормы, появились новые ограничения и пр.

Напоминаем, что за прохождение границы каждый пассажир (либо его законный представитель) несет персональную ответственность и в обязательном порядке должен проконтролировать наличие у себя всех необходимых документов, их срок действия и соответствие требованиям.
Важно помнить, что перевозчик прохождение границы конкретными гражданами НЕ КОНТРОЛИРУЕТ и никакого воздействия оказать на сотрудников пограничной или таможенной службы НЕ МОЖЕТ!

Если сотрудниками погранконтроля принимается решение о невозможности пересечения границы конкретным гражданином, то автобус отправляется далее по маршруту без него. Так же происходит, если задержка оформления и выяснения ситуации с пассажиром превышает 30 минут. Мы осуществляем регулярные рейсы и несем ответственность перед всеми пассажирами за своевременность прибытия. Поэтому, если у вас есть предположение о вероятности сложного прохода границы (документы, нахождение в определенной категории граждан, иные ограничения), то либо заблаговременно выясните свою ситуацию с соответствующими органами (может требуется какая-нибудь дополнительная справка или согласование), либо воспользуйтесь НЕрейсовым транспортом, водитель которого будет готов ждать вас неограниченное время.

3. Мероприятия, проводимые ФСБ или иными службами

Дополнительные внеплановые проверки, проводимые по линии ФСБ России, тоже могут задержать рейс. О данных мероприятиях заранее неизвестно ничего, ни о сроках, ни о регламенте, поэтому и как-то запланировать временной резерв и скорректировать расписание заблаговременно возможности нет.

4. Санитарный контроль

Санитарный контроль ввиду действующих профилактических мер по коронавирусной инфекции до сих пор носит больше теоретический характер. Многие из озвученных в СМИ мер на практике не реализованы, но периодически все равно возникают требования наличия тестов, сертификатов о вакцинации и прочем. Вся известная информация нами учитывается и берется в работу, но это не гарантирует появление задержек.

5. Дорожные работы

Водители регулярных рейсов на устоявшемся маршруте знают «каждую кочку», состояние дорожного покрытия и время, которое необходимо для прохождения определенных участков. Но если на трассе начинаются очередные дорожные работы, то эти знания дополняются новыми сведениями, а протяженность рейса по времени увеличивается (иногда незначительно, иногда существенно). Эти данные учитываются при планировании последующих рейсов, расписание корректируется.

6. Санитарные остановки

На регулярных маршрутах известны, как правило, и конкретные места санитарных остановок, и приблизительное время прибытия на них и среднее время, необходимое для пассажиров, чтобы произвести санитарно-гигиенические процедуры, покурить, приобрести напитки и перекусить.

Экипаж рейса на санитарных остановках не может подгонять физиологические процессы, чтобы уложиться в отведенный временной лимит, он лишь обозначает это время для пассажиров. Далее – вопрос ответственности и воспитания каждого пассажира. В этом случае, как и на границе, работает правило «задержка одного пассажира – это задержка всего рейса». И, казалось бы, ничего страшного нет, если пассажир задержал автобус на 15 минут дольше (ну может ему действительно было «очень надо»), но такая задержка на четырех остановках уже добавляет целый час к общему времени пути.

7. Незапланированные остановки

«Скрутило живот», «попил пива, срочно надо», «мутит, надо срочно подышать воздухом». Причин для незапланированных остановок много и водители, скорей всего, пойдут вам навстречу, но помните, что любая такая пауза в пути в итоге сказывается на времени прибытия.

8. Иное

Разного рода перекрытия дороги, ДТП, из-за которого падает пропускная способность дороги, последствия стихийных бедствий или техногенных аварий и многое другое – все это невозможно предусмотреть, но все это отразится на времени в пути. Помните, что приоритетом водителя прежде всего является Ваша безопасность и не пытайтесь оказывать на него давление, «мол давай и в огонь, и в воду, иначе опоздаем». Если в этой ситуации водитель пойдет у вас на поводу и подвергнет опасности рейс, то у перевозчика должен возникнуть вопрос о профпригодности такого работника.

Своевременность рейсов Грандавто

  • Мы стремимся соблюдать установленное расписание, так как сами заинтересованы в этом, больше всех, ведь от своевременности совершения наших рейсов зависит и слаженность работы всей нашей компании.
  • Мы просим наших пассажиров о пунктуальности, те же требования выдвигаем и к нашим сотрудникам.
  • Мы являемся официальным перевозчиком, получены все согласования и необходимые документы, позволяющие проходить границу в обычном рабочем режиме. Того же мы просим и от наших пассажиров: наличие и действительность необходимых документов.
  • Штат водителей укомплектован профессионалами, имеющими большой опыт. «Задержек не допускать! Если она возникла – постараться сократить! При сокращении не забывать о безопасности пассажиров!» – эти правила неизменны в работе наших экипажей.
  • Экипаж и транспорт проходит предрейсовый контроль перед каждой поездкой, что исключает возможность опозданий автобуса из-за технических неисправностей или состояния здоровья водителей.

Другими словами, компания Грандавто со своей стороны делает все, чтобы были ИСКЛЮЧЕНЫ любые предпосылки для опозданий.

Рекомендации для пассажиров

  • Проверьте и подготовьте все необходимые документы для прохождения пограничного контроля. Во время поездки держите их при себе, не запаковывайте их в багажное отделение автобуса. Помните о том, что наличие и действительность необходимых документов – это Ваша личная ответственность.
  • Если вы попадаете в категорию пассажиров, которым необходимы дополнительные пограничные процедуры, например быть в базе ФСБ (студенты или специалисты), то заблаговременно уточните, связавшись с соответствующим погранпереходом, есть ли вы в базе и доступна ли ваша информация сотрудникам погранперехода.
  • Четко распределите багаж. Чемодан в багажное отделение, ручную кладь – в салон. Документы, деньги, лекарства держите под рукой. Возьмите из чемодана в салон кофту или куртку, если уверены что будет прохладно. Поиск вещей в багажном отделении в пути очень сильно тратит время на остановках.
  • Не планируйте свой дальнейший маршрут без временного запаса. Если ваш последующий транспорт (поезд, автобус, такси) через пять минут после времени прибытия автобуса, указанного в билете вашего текущего рейса, то нет никаких гарантий, что вы на него успеете, ведь «время прибытия – ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ». Оставьте больший временной резерв. Как вариант – забронируйте билет онлайн, но подтвердите оплату, когда уже будет уверенность, что вы не выбились из временного графика. Если есть возможность, то не планируйте встречи «впритык» к своему приезду, оставляйте себе резерв времени для того, чтобы привести себя в порядок после дороги и на случай возможной задержки.
  • На санитарных остановках четко продумайте свои потребности (туалет-кафе-магазин). Если вас путешествует несколько человек, то распределяйте задачи. Например, один покупает на всех кофе, второй идет за перекусом, третий занимает для всех очередь в туалет. Ну а если что-то забыли купить, помните, что данная санитарная остановка не единственная на маршруте, впереди будут еще, информацию об этом можно уточнить у водителя или сопровождающего.
  • Помня о том, что время прибытия автобуса в билете указано ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ, учитывайте это при планировании своего времени и прибывайте на посадку заблаговременно.
• Автобус может прибыть ПОЗЖЕ указанного в билете времени из-за причин описанных в этой статье. Наберитесь терпения, помните, что мы делаем все возможное, чтобы сократить задержку в пути. Если автобуса долго нет и время отправления уже давно прошло, то можете уточнить о его нахождении у наших операторов колл-центра (в рабочее время):
+37529 395-33-99 (Viber, Telegram)
+37533 395-33-99 (WhatsApp)
+37525 695-01-09
+7 499 703-17-12 Москва
+7 812 309-52-79 Санкт-Петербург
• Автобус может прибыть РАНЬШЕ указанного времени, но дальше он продолжит путь согласно времени отправления (информация указана в билете), либо ранее, если все заявленные пассажиры произведут посадку.
могилев санкт-петербург автобус грандавто